Добавлена статья Григория Попова - "Слияние жанров". Статья про то, как в одной задаче осуществлять темы требующие нескольких вариантов и типичные многоходовые темы, механизмы, логические построения... Если подобное Вам встречалось, напишите, пожалуйста, в комментариях.
С интересом прочиталстатью. Я не задачник, а этюдник, и потому, может быть, чего-то не «просекаю», может быть, скажу не в тему. Но… Я думаю, что слияние жанров заслуживает определенного исследования. Причем я это понял еще в детском возрасте, когда читал книгу Е.Умнова «Современная шахматная задача». В ней автор приводит трехходовку А. Гуляева.http://www.yacpdb.org/?id=104962 Он пишет, что после 1. …Сf2 возникает позиция,почти точно совпадающая с задачей З. Маха (1910 г.) 2. Лс2. http://www.yacpdb.org/?id=15568 Я понимаю, что говорю не совсем про то, что подразумевал Григорий Леонтьевич. Речьидет ведь о многоходовках с одним вариантом, в которых реализуются идеи «коротких задач». Интересно то, что я над этой проблемой тоже задумывался при поиске новых задачных идей в этюде. Конечно, многие задачные темы в этюдах выполнены великолепно. И Новотный, и Гримшоу, например. А вот «крестики», «звездочки», «альбино» и «пикенини» и прочие подобные темы, как представить в этюде? Получить четыре полноценных варианта, хотя бы по пять ходов в каждом. Кому это под силу? Зато возможность расщепить тематические варианты в конце решения, наверное, представляется вовсе не фантастической. Предполагаю, что таким образом можно получить, прежде всего, этюдо-задачи. Но, может быть, на выходе будет и что-то иное, тяготеющее к этюду.
Подобное слияние этюдов и двух-трёхходовок вполне возможно. Вряд ли они будут представлять большую художественную ценность, но ради “спортивного интереса” можно и попробовать. Если у кого получится, то можете прислать свои этюдо#2 или этюдо#3 для дополнения статьи и это будет считаться публикацией этюда на SuperProblem. Очевидно, что этюдо#2-#3 делать труднее, чем одновариантные многоходовки с окончанием в виде #2-#3. Ведь нельзя обрывать решение до того, как совершены тематические ходы в конечных #2-#3. Например, такая концовка не годится для этюда–
После 1. Rf5 на отходы чёрной ладьи, ход белых ведущий к выигрышу неоднозначен. Они не обязаны ставить мат в 1 ход(могут ещё “помучить” чёрных другими ходами). А оборвать решение ходом Rf5-выигрыш(если предположить, что это единственный выигрывающий ход), то не виден крестик чёрной ладьи, ради чего всё затевалось. Хотя в этюдах появятся другие возможности. Для “крестов”, “звёздочек”, пикенинни, альбино, авант четыре конечных подварианта могут быть разной длины, ведь до мата расписывать не обязательно. Например, в приведенной концовке можно обойтись без слона f6, белые и без него выиграют, главное чтобы на 4 тематических хода чёрной ладьи нашлись бы единственные ответы белых ведущие к выигрышу и потом можно и оборвать решение. В общем как-то всё это необычно, непривычно… Да, ещё могут быть такие этюды механизмов положения на ничью
Мы обсуждаем проблему, а потому изначально понятно, что реализация таких замыслов связана с какими-то трудностями. Я предлагаю, рассмотреть, например этюд Э.Погосянца, который есть на сайте среди этюдов, построенных на рекорд.
Там 6 матов. Причем 4 из них проходят на «звездочку» черного короля. Маты очень простые. Игра есть, но не очень интересная. Лаконичное вступление, да и только. Впрочем, если подходить к «звездочке» черного короля не по-задачному, то можно получить что-то иное. Давайте посмотрим такой этюд, в котором так называемые механизмы положения не на мат, а на вилку. http://www.yacpdb.org/?id=336994
Да, с финальными звёздочками чёрного короля можно что-то делать. Наверняка и игру предварительную можно придумать интересную. А с пешками - альбино, пикенинни... - это уже посложнее будет
Вспомнил, что в марте этого года пытался сделать АВАНТУ в этюдной форме. Получился такой набросок -
выигрыш Здесь, после 1. Kg4 возникает синхронная игра 6-ти пешек, включающая и 2 темы АВАНТА - за белых и за чёрных. Но вступительную игру не удалось сделать